Главное меню    Харунобу   Хиросигэ    Хокусай  


ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА УКИЁ-Э

















В середине XVII века в Японии сложилось уникальное художественное явление, которое вошло в историю под именем "укиё-э". Само слово "укиё-э" имело более раннее происхождение и было заимствовано из буддистской философии. В буквальном переводе "мир скорби", оно обозначало иллюзорность бытия, быстротечность и эфемерность человеческой жизни, мир, как "обитель горести", где удел человека - только страдания, болезни и смерть, а сам он не более реален, чем мир грез, представая лишь видимым отражением непостижимого Абсолюта. Впоследствии термин прошел определенную эволюцию и, начиная с XVII века, наполнился новым смыслом, воспринимая непостоянство бытия не как источник скорби, а как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые преподносит этот переменчивый мир.
"Укиё-э" стало обозначать современный мир, мир земных радостей, единственно реальный мир земной любви и наслаждений, а далее просто "современный" и даже "модный". Отсюда слово "укиё-э" стало определять многие понятия. Появились и укиё- дзоси - современный роман, и укиё- сугата - модный, современный облик, и укиёкомон - модный узор на платье, и укиё- э -"картинки изменчивого мира", ксилографии, которые печатали с деревянных досок, подготовленных по оригинальным эскизам художников.
УКИЁ-Э - направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо (1600-1868). Техника ксилографии, или печати с деревянных досок, появилась в Японии еще в период Хэйан (794-1185) вместе с распространением буддизма. Техника печати с деревянных досок вначале использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текста сутр.
Начало ХVII в. характеризуется появлением иллюстрированных ксилографических книг, издававшихся массовыми тиражами. В этих изданиях текст и иллюстрации печатались черным цветом. Первые станковые гравюры были также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью (тан- э), позднее гравюры подкрашивались темно-красной краской (бэни- э) или оттенялись черной плотной краской, что создавало эффект покрытия черным лаком (уруси - э). Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури- э) появились в середине XVIII в. Постепенно число досок для цветной печати увеличивалось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившие название "парчовые картины" (нисики- э).
Возникшая в XVII в. в среде набиравшего силу третьего сословия, менее скованная канонами, чем живопись, гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом искусства. Темами для гравюр укиё - э зачастую являлись сюжеты жанровых рассказов укиё- дзоси, пьес театра Кабуки, классической и современной поэзии. В процессе создания гравюры укиё -э участвовали художник, резчик и печатник. Важную роль играл издатель, изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания.
В первой половине ХVIII в. одной из крупнейших школ живописи укие-э стала династия Кайгэцудо во главе с Андо Кайгэцудо (1671-1743). Мастера этой школы создавали живописные портреты куртизанок в полный рост в ярких красочных костюмах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой знаменитых красавиц, популярных обитательниц "веселых кварталов". Гравюр Андо Кайгэцудо не сохранилось. Среди последователей Кайгэцудо Андо наиболее известны Кайгэцудо Анти, Кайгэцудо Дохан, Кайгэцудо Досин.
Художник Окумура Масанобу (1686-1764), прозванный Гэнроку, был не только известным художником, но и популярным издателем книг и альбомов. Он активно внедрял цветную печать - в противовес подкраске от руки. Среди других его новвовведений в укие -э - хасира -э (гравюры узкого и длинного формата), уки-э (композиционный прием в живописи и гравюре, позволявший изображать пространство в перспективе).
Создателем метода печати многоцветной гравюры был  Судзуки Харунобу (1725-1770). Начав с печати с трех-четырех форм, Харунобу затем увеличил число досок до 7-9, а также стал активно использовать различные возможности техники: тиснение по влажной бумаге, печать золотым и серебряным порошком.
Введение новых, более сложных и дорогостоящих техник объяснялось возникновением моды на специальные гравюры суримоно, выпускавшиеся небольшим тиражом для узкого круга любителей к различным датам или специально к Новому году. Для суримоно использовались более плотная и дорогая бумага, дорогие пигменты. Кроме суримоно, Харунобу ввел в обиход специальные календарные гравюры экоёми.
Харунобу создает особый тип изображения красавиц. На смену величавым и статным красавицам Кайгэцудо и Масанобу приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, необычайно трогательные и грациозные. Атмосфера доверительности, камерности характерна для всех произведений Судзуки Харунобу.
В конце XVIII в. гравюра укиё-э достигла своего расцвета. Она заменяла в небогатых домах дорогостоящую живопись, широко использовалась для иллюстрирования книг, оформления календарей и театральных афиш, рекламы и поздравительных текстов.
В 1840-х гг. правительство Японии издает специальные эдикты против роскоши, распространявшиеся и на гравюру. В частности, запрещается использовать дорогие краски при печати, тисненую бумагу и печатать с большого количества досок. К этому времени относится появление гравюр, выполненных в технике монохромной печати аодзури- э, в которой художники добивались множества градаций оттенков синего цвета. Все готовые к печати листы должны были быть удостоверены цензорскими печатями. Художникам запрещалось указывать на гравюрах имена куртизанок и актеров, иллюстрировать исторические события и изображать сцены, содержащие намеки на современные события. Эти ограничения способствовали развитию пейзажного жанра.
Расцвет пейзажного жанра в японской классической ксилографии связан с именами двух великих художников -  Кацусика Хокусая и Андо (Утагава) Хиросигэ.
 

© Olgavi,2008-2010.

Сайт создан в системе uCoz